АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
ТЕПЛОВОЙ НАСОС
СОЛНЕЧНЫЙ ВОДОНАГРЕВАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТОР
СОЛНЕЧНЫЕ БАТАРЕИ (Фотоэлектрические модули)
- Фотоэлектрический модуль или солнечная батарея
- История вопроса
- Как работает фотоэлектрический элемент
- Фотоэлектрический модуль
- Фотоэлектрическая система
- Оборудование для фотоэлектрических систем
- Справочная таблица солнечной радиации
ВЕТРОГЕНЕРАТОРЫ
АВТОНОМНОЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЕ
ЭЛЕКТРОПАНЕЛИ «OWEL»
     Оборудование для фотоэлектрических систем

    

                                 

   

Контроллеры заряда-разряда

Контроллеры заряда используются в автономных фотоэлектрических системах для защиты аккумуляторных батарей (АКБ) от глубокого разряда (когда есть перерасход энергии) или перезаряда (когда батарея заряжена, а солнечная панель вырабатывает избыток электричества).
Использование контроллеров заряда настоятельно рекомендуется. Он отключает нагрузку, когда аккумулятор недопустимо разряжен. Обычно фотоэлектрические солнечные комплекты снабжаются контроллером заряда.
Наблюдайте за вашим контроллером заряда для определения степени заряженности АКБ; обычно на контроллере есть красный индикатор, который загорается когда АКБ разряжена, и зеленый индикатор, который загорается, когда АКБ заряжена. Старайтесь, чтобы зеленый индикатор горел как можно чаще. Это повысит срок службы аккумуляторной батареи.
Никогда на подключайте нагрузку напрямую к АКБ минуя контроллер заряда для того, чтобы получить "последнюю порцию" энергии от батареи. Этим вы можете вывести вашу АБ из стоя.

Инвертор   
                 
Солнечный панель  может вырабатывать только постоянный ток. Для преобразования постоянного тока аккумуляторной батареи в переменный необходим инвертор. Инверторы - полупроводниковые приборы.
Выходное напряжение автономных инверторов в большинстве случаев составляет 220 В (50/60 Гц), а в инверторах мощностью  от 10 до100 кВт можно получать трехфазное напряжение 380 В. Все автономные инверторы преобразуют постоянный ток аккумуляторных батарей, поэтому входное напряжение выбирается из ряда 12, 24, 48 и 120 В. Чем больше входное напряжение, тем проще инвертор и тем больше его КПД.  При больших напряжениях значительно меньше потери на передачу энергии от солнечного генератора к аккумуляторной батарее, регулятору зарядки и инвертору, но при этом усложняется конструкция солнечного генератора и его эксплуатация при опасных напряжениях (выше 40 В).
К автономному инвертору предъявляются следующие требования:
способность выдерживать перегрузки ;
низкие потери при малых нагрузках и на холостом ходу;
стабилизация выходного напряжения;
низкий коэффициент гармоник;
высокий КПД;
отсутствие помех на радиочастотах.
Зарубежные фирмы предлагают широкий ассортимент инверторов, специально разработанных для фотоэлектрических систем. Такие инверторы включают блок регулятора отбора максимальной мощности, блок регулятора заряда, а также дополнительный вход подключения дизель-генератора (для экстренной подзарядки батареи). Стоимость таких устройств примерно   1 $/Вт выходной мощности.

Аккумулятор

Солнечная батарея, например, имеет на выходе сильно меняющееся в широких пределах напряжение. Например, АКБ номинальным напряжением 12 В может имеет на выходе напряжение от 0 до 21 В. Поэтому аккумулятор, работающий в буферном режиме, просто необходим для фотоэлектрической системы. Помимо своей основной функции - хранить энергию - он выполняет также и функцию стабилизации напряжения на нагрузке.
Аккумуляторные батареи общего назначения не рассчитаны на тяжелые циклические режимы работы, которые имеют место в автономных системах электроснабжения. При глубине разряда более 15-20% срок их службы существенно сокращается. Поэтому мы рекомендуем в автономных системах электроснабжения использовать специальные аккумуляторные батареи, которые специально разработаны для работы в режимах с более глубоким разрядом.
Никакие свинцово-кислотные аккумуляторы не любят глубоких разрядов. Чем глубже разряжается аккумулятор, тем меньше срок его службы. Однако есть специальные аккумуляторы, которые лучше переносят постоянные относительно глубокие разряды и последующие заряды. Эти аккумуляторы более правильно называть аккумуляторами для цикличных режимов работы. Однако, устоялось название "глубокого циклирования" (deep cycle), или "глубокого разряда", поэтому мы тоже будем так их называть.
Аккумуляторы глубокого разряда имеют более толстые усиленные пластины, а также специальные добавки, которые позволяют более стойко переносить глубокие разряды. Активный материал также имеет более высокую плотность. Более толстые пластины позволяют запасать больше энергии в активном материале пластин и выдавать больше энергии при медленном разряде. Активный материал с повышенной плотностью остается в контакте с пластинами дольше, что задерживает естественный процесс деградации при циклировании. Такие аккумуляторы обычно используются там, где батареи глубоко разряжаются, а потом заряжаются. Применяемые специальные технологии позволяют регулярно разряжать эти батареи на 40-50% без значительного уменьшения срока их службы.
Обычно такие аккумуляторы разряжают до 60-70% и даже более. По сравнению с автомобильными аккумуляторами, которые рассчитаны только на старт двигателя (стартер, зажигание, свет) и на типичный разряд в 3%, аккумуляторы глубокого разряда имеют существенно больший срок службы при незначительном уменьшении максимальной отдаваемой мощности.
Существуют аккумуляторы глубокого циклирования как с жидким электролитом, так и герметичные. Обычно, аккумуляторы с жидким электролитом имеют больший срок службы в автономных системах, чем герметичные. Однако они требуют регулярного обслуживания; отчасти их больший срок службы связан именно с тем, что их можно обслуживать.
В отличие от аккумуляторов с жидким электролитом, герметичные аккумуляторы не требуют обслуживания, и не выделяют при своей работе вредные или взрывоопасные газы. Срок службы у них немного меньше, чем у аккумуляторов глубокого циклирования жидким электролитом, но они намного удобнее в эксплуатации.